"После балла" (образовательные и жизненные планы выпускников школ города Глазова 2017 года) - АНО Центр НИОКР Универсум

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

"После балла" (образовательные и жизненные планы выпускников школ города Глазова 2017 года)

© Михаил Змеев, 2017
Полная авторская версия статьи, опубликованной в газете "Красное знамя" 29 июня 2017 г. № 70
 
Позади последний рубеж школьных испытаний! Единый государственный экзамен сдала основная масса российских выпускников. Вряд ли ошибемся, если скажем, что подготовка к этому испытанию была главным событием последнего учебного года.От результатов этих экзаменов и школьных достижений во-многом зависит дальнейшая траектория жизненного сценария многих выпускников. С какими ожиданиями и надеждами подошли к школьному финишу глазовские старшеклассники?
Центр НИОКР «Универсум» не первый год проводит социальное исследование жизненных и образовательных плановвыпускников школ города. Сегодня мы представляем результаты очередного ежегодного исследования 2017 года.
Для начала отмечу статистические характеристики нашего исследования. В 2017 году школы города закончили 410 школьников. Исследование мы проводили по технологии сплошного анкетного опроса учащихся выпускных классов. Полевой этап работы - сам опрос - состоялся в апреле месяце. В этом году в исследовании приняло участие 346 человек учащихся, или 84 % от общего количества выпускников. Указанная статистическая совокупность является репрезентативной и позволяет нам говорить о высокой валидности представленных результатов.
 
Открыты новые пути…Куда идти?
 Вопрос риторический. После школы подавляющее большинство, а именно 94,5 % выпускников планируют продолжить обучение в заведениях высшего образования. Это даже чуть выше прошлогодних показателей (в 2016 году поступать в вуз планировало 91,6 % старшеклассников). Получать среднее профессиональное образование изъявили желание только восемь человек. В современной России общественный запрос на «вышку» очень значителен и практически безальтернативен к концу 11 класса общеобразовательной школы. Эту социальную установку вряд ли изменят аргументы типа - российская экономика не нуждается в таком количестве специалистов с высшим образованием, около половины всех нетрудоустроенных выпускников – это экономисты и юристы, выпускники с дипломом ВО часто работают по специальности для которой достаточно среднего профессионального образования и т.д. Все это так, но «вышка» по умолчанию воспринимается как обязательный жизненный сценарий для молодого человека. И причина этого спроса не в самом образовании или конкретной специальности. Как мы увидим, в образовательных стратегиях выпускников школ гораздо большее значение имеет социальная функция вуза. Вуз в этой ипостаси выполняет роль социального лифта, основного канала послешкольной социализации. Давайте посмотрим, как наши старшеклассники объясняют свой «осознанный» выбор в пользу высшего образования.
 
Абсолютными лидерами этого списка аргументов стали три утверждения:
 
1) без образования трудно найти хорошую работу (30,6% совокупных ответов),
 
2) имеется интерес к выбранной специальности (28%) и
 
3) желание сменить условия жизни (28%).

В дополнение к сказанному отмечу еще один очень выразительный факт: почти 40 процентов глазовских выпускников 2017 года по состоянию на апрель месяц еще не определились с выбором конкретной специальности или профессии, которой планируют учиться в вузе. Среди выпускников прошлого года этот показатель был чуть выше: 43,4%, но в прошлом году мы проводили опрос почти на два месяца раньше. У нынешних выпускников было время подумать. Тем не менее, мы можем говорить о том, что существует устойчивая тенденция – более трети старшеклассников к моменту выпускных экзаменов не имеют четких представлений о своей будущей профессиональной деятельности, но точно знают, что именно через вуз возможно получить билет во взрослую самостоятельную жизнь с хорошей зарплатой и достойными условиями жизни.
 
Старшее поколение, возможно, тут же подумает о кризисе образования, воспитания и инфантилизме современных подростков, сопровождая свои комментарии нравоучительнм «вот в наше время…». Однако, - хочу сказать слово в защиту молодого поколения, - такой высокий процент неопределившихся не говорит о слабой профориентационной работе среди молодежи и уж тем более о ееинфантилизме. Это в значительной мере следствие мировой трансформаций системы образования вообще и высшего образования в частности. Сегодня нужно отдавать себе отчет в том, что бакалаврский уровень высшего образования не готовит конкретного специалиста на конкретное рабочее место, как было, например, в советской системе высшего образования. Современный рынок труда и профессий очень сильно отличается от своих аналогов конца ХХ века. Сегодня профессия на всю жизнь – это высокие конкурентные риски работника на рынке труда. Профессиональная деятельность очень подвижна и изменчива. Одни профессии сменяют другие, профессиональные знания и навыки постоянно обновляются, и работник оказывается в состоянии непрерывного обучения и повышения своих профессиональных навыков. Бакалавриат дает не специальность, а широкий профиль знаний в определенной профессиональной сфере. Поэтому определиться с выбором конкретного направления профподготовки никогда не поздно. Его можно даже поменять во время обучения. Гораздо важнее оказывается найти правильное и перспективное место для начала своей самостоятельной жизни.
 

Где и чему учиться?
 
Итак, вопрос какой профессии учиться для многих выпускников менее очевиден, чем вопрос, где учиться. Не первый год мы замечаем закономерность в поведении выпускников школ: выбор города будущего места учебы оказывается более артикулированным, нежели вуз и, тем более, специальность. Это вполне объяснимая логика поведения, если учесть отмеченный выше факт, что больше трети одиннадцатиклассников накануне выпускных экзаменов еще не выбрали свою профессиональную стезю. Кроме того, система российской высшей школы задает модели поведения будущих абитуриентов, которые напрямую не связаны с выбором конкретной профессии. Социально-экономические факторы высшего образования зачастую оказываются важнее академических, а понятие качества образования уступает место понятию доступности. Сами абитуриенты, в большинстве своем, не интересуются академическим преимуществами того вуза, в который собираются подавать документы. Если признаться, то, наверное, единицы изучают образовательные программы, преподавательский состав, научные школы, реализацию международных проектов своих будущих учебных заведений. Посмотрим, по каким критериям глазовская молодежь формирует приоритетный список вузов для поступления. Мы разделили эти критерии на три группы: не важные, желательные и очень важные. Ответы респондентов выявили наиболее важные факторы выбора вуза. Таких критериев три:
 
1.    вступительные предметы и проходной балл ЕГЭ (68,8 %),
 
2.    материальные затраты на обучение и проживание (67,1%),
 
3.    гарантированное наличие общежития (62,4%).
 
Сравните: престижность высшего учебного заведения как очень важный фактор выбора вуза был отмечен в 13% ответов.
 
Таким образом, житейский прагматизм детей и их родителей подсказывает, что нужно выбирать вуз, в котором будет возможность гарантированного поступления при сравнительно умеренных материальных затратах на обучение и проживание.
 
Высокая позиция результатов ЕГЭ в ученическом рейтинге важных критериев очень характерна. Система ЕГЭ, как ни странно, влияет на профессиональное самоопределение молодых людей сильнее, чем рекомендации родных и друзей, престижность учебного заведения и других качественных факторов. Вспомните самый типичный ответ на вопрос, - «куда поступать собираетесь?». Правильно, - «куда баллов ЕГЭ хватит».
 

Небольшое отступление про ЕГЭ
 
В этом году мы впервые решили выяснить, какие предметы единого государственного экзамена чаще других выбирают наши старшеклассники и как к ним готовятся.
 
Хочу заметить, что цифры, которые здесь приведены – это цифры не официальной статистики, а показатели, подсчитанные по ответам самих школьников. Что касается наиболее востребованных предметов ЕГЭ (предметов по выбору), то в 2017 году – это физика (21%), обществознание (19,8%) и профильный экзамен по математике(15 %). Наименее популярными оказались экзамены по литературе (4%) и географии (1,9%).
 
70,8% учащихся при подготовке к ЕГЭ прибегали к услугам репетиторов. Самым популярным предметом репетиторских услуг стала математика (27,7%). С некоторым отрывом от лидера идут такие предметы, как: обществознание (15,2%), русский язык (14,2%) и физика (12,6%).
А вот самыми неходовыми стали все та же география – 0,5%, информатика – 2,1% и литература – 3,3%.
 
Сегодня все больше вузов пытаются бороться за своего абитуриента уже со школьной скамьи. Это и профильные олимпиады, и довузовские образовательные программы и подготовительные курсы. При дистанционном формате обучения, казалось бы, это очень востребованная услуга. Однако для глазовских школьников такие подготовительные курсы не стали альтернативой традиционным репетиторским услугам. Только 9,5 % старшеклассников имели опыт подготовки к ЕГЭ при вузах. Отмечаются единичны случаи прохождения подготовки при таких вузах, как МГУ, МФТИ или СПбГУ. Несколько больше – на курсах при ВШЭ и ИжГТУ.
 

Рейтинг специальностей
 
Итак, вернемся к тому, какие вузы чаще всего выбирают наши выпускники и на какие специальности желают идти учиться.
 Среди тех старшеклассников, кто определился со своей образовательной специализацией, рейтинг предпочтений выглядит так (отметим топ-5 списка). На первом месте - профессии, связанный с IT технологиями, информатикой и программной инженерией (7,3%). Второе место с небольшим отрывом от лидера - юридические специальности (6,1%). Третье место занимает медицина и профессия врача (5,3%). На четвертое место мы поставили специальности, связанные с химией и биологией. В совокупности они набрали 4,1 % голосов. Замыкает пятерку лидеров специальности в сфере дизайна (3,2%).
 
Остальные профессии, или профессиональные направления, которые отметили наши респонденты, выбирались не так часто, чтобы сформировать статистически заметную группу. Разброс предпочтений большой и часто очень конкретный: от эстрадно-джазового вокала до футбольного тренера, или эксперта-криминалиста. Вообще, можно заметить, что за последние 2-3 года в целом изменяется профессиональная ориентация наших выпускников в сторону технических и особенно IT специальностей. Различные направления инженерных специальностей в совокупности набрали 7 % упоминаний. Сократился интерес к экономическим, управленческим и педагогическимнаправлениям подготовки. Например, если в прошлом году, 2,7 % выпускников глазовских школ называли профессию учителя как одну из перспективных для себя, то в 2017 году учительская профессия привлекла только 1,2 % опрошенных. То же с экономистами и менеджерами. Причины таких сдвигов объяснимы: на рынке труда из года в год сокращает спрос на эти специальности. Правда, социальные корни этих тенденций разные. Но об этом мы говорить здесь не будем.
 

А что по вузам?
 
Посмотрим, как выглядит рейтинг предпочтений одиннадцатиклассников по вузам. Речь идет о частоте упоминания вуза в общей массе указанных образовательных учреждений, в которые планируют подавать документы наши выпускники. Тройка лидеров не изменилась по сравнению с 2016 годом. Правда, поменялся порядок мест. В 2017 году на первом месте оказался Удмуртский государственный университет. Этот вуз в качестве будущего места учебы рассматривают 13,5 % выпускников. А лидер прошлого года, Уральский федеральный университет (г. Екатеринбург) сместился на вторую позицию (12,4%). Третье место среди выбранных вузов занимает Санкт-Петербургский государственный университет (7,2%). Ненамного уступил питерскому университету ИжГТУ (6,9%).
 
Однако, если посмотреть на предпочтения выпускников в другом ракурсе - не по выбранным вузам, а по городам, - то ситуация выглядит несколько иначе. Дело в том, что часто выпускники указывали не конкретный вуз, а просто город, в котором планируют жить и обучаться. Здесь статистика весомей. По совокупности предпочтений, на первом месте находится г. Москва и ее многочисленные вузы (35% всех выборов). За столицей страны следует столица нашей республики. Ижевск и его вузы были указаны в 30 % ответов школьников. На третьем месте с рейтингом в 28% - Санкт-Петербург. Екатеринбург, Казань и Пермь фактически замыкают список высокочастотных выборов выпускников.
 

В Глазов возвращаться не планируют…
 
Как на этом фоне выглядит Глазов? Родной город и его вузы, как площадку для получения образования, рассматривают 4,4 % выпускников. Образовательная эмиграция молодежи из города существенна. Ежегодно около трех сотен грамотных и перспективных молодых людей уезжают из Глазова. Как показывают результаты общероссийских исследований, - треть выпускников, окончивших школы в малых городах и поступившие в вузы больших городов, как правило, оказывается потерянной для своей малой родины. В этом году мы решили задать вопрос глазовским школьникам по поводу их намерений жить и работать в г. Глазове после окончания курса в вузе. Опрос показал, что процент тех, кто продемонстрировал намерения вернуться в родной город после завершения вуза совокупно составляет 20 %, против 79 % ответивших отрицательно.
Мы отдаем себе отчет в том, что данный процентный расклад - это всего лишь настроение текущего момента, а не принципиальная жизненная позиция. Однако не менее очевидно и то, что без создания привлекательных условий по занятости, жилью и социальной инфраструктуры молодежь будут сложно удержать одними квазипатриотичными призывами.

Что ж, пожелаем глазовским абитуриентам 2017 года удачи в начинающейся приемной кампании, а выпускникам 2018 года уже сейчас задуматься над тем, с какой специальности начать свое профессиональное развитие и в каком вузе это лучше сделать.
 
Яндекс.Метрика
Индекс цитирования.
Copyright 2015. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню