Образовательные и жизненные планы выпускников школ города Глазова 2018 - АНО Центр НИОКР Универсум

Автономная некоммерческая организация Центр научно-исследовательских, образовательных и консалтинговых решений

________________________________________

Перейти к контенту

Образовательные и жизненные планы выпускников школ города Глазова 2018

В 2018 году школы города выпускают 454 одиннадцатиклассника. В апреле мы провели традиционный формализованный анкетный опрос выпускников по квотной выборке и получили ответы от 331 респондента.
 
Сейчас ребята готовятся к выпускным мероприятиям и вот-вот стартует приемная компания в вузы страны. Но уже сейчас мы можем сделать некоторые выводы относительно социальных и образовательных планов глазовских старшеклассников.
 
Высшее образование планирует получать 96,4 % выпускников. Этот тренд растет с каждым годом. Если в 2016 г. мы фиксировали, что около пяти процентов одиннадцатиклассников рассматривали СПО в качестве возможного сценария своего постшкольного образования, то в этом году таких желающих – менее процента (рис. 1). Выбор «вышки» по-прежнему аргументируется тем, что без высшего образования трудно найти хорошую работу. Также отмечают интерес к выбранной профессии и желание сменить жизненные условия.
Рисунок 1

Какие предметы ЕГЭ чаще других выбирали глазовские выпускники в 2018 году?
Тройка самых популярных экзаменов остается прежней: обществознание, физика и профильная математика. Особенность этого года – физика и математика фактически сравнялись по количеству выборов и заметно прибавили химия и биология (рис. 2).
Рисунок 2
Помощью репетиторов при подготовке к экзаменам пользовалось 67% учащихся. Самыми востребованными были услуги по подготовке к математике, русскому языку, обществознанию и физике (рис. 3).
Рисунок 3
Какие профессиональные пути определили для себя старшеклассники? Изменились ли предпочтения нынешнего поколения молодежи?
 
Нужно учитывать, что горизонт притязаний на высшее образование очень разный и по мотивации, и по профессиональным предпочтениям. Выпускников, которые точно знают, на кого и где они будут учиться, не много. Треть школьников накануне государственных экзаменов еще не определилась с выбором профессии и места учебы (33% от общего числа опрошенных). В прошлом 2017 году этот процент был чуть выше - 39%.
 
Разброс профессиональных предпочтений выпускников очень пестрый. Он бывает и совершенно конкретным, например – драматический артист, кинолог или физик-ядерщик. Но чаще ребята просто указывают на сферу планируемой профессиональной деятельности или называют обобщенную специальность: например, бизнес, биотехнология или инженер, экономист, врач. Тем не менее, мы сгруппировали ответы учащихся и получили следующий расклад по профессиональным предпочтениям (рис. 4).
Рисунок 4
Самыми популярными оказались специальности, связанные с IT технологиями (9,7%), на втором месте – медицина и врачебное дело (8,5%), на третьем – юриспруденция (5,3%). Эти результаты в основном повторяют итоги прошлого года с той разницей, что вторая и третья позиции поменялись местами, а выбор профессий в сфере информационных технологий вырос почти на три процента. Между тем хочется отметить, что большой популярностью пользуются специальности инженерной направленности. Выпускники не всегда четко отождествляют отраслевую сферу профессиональной деятельности специалиста–инженера, но в совокупности различным направлениям инженерии отдали предпочтение почти 11 % респондентов.
Теперь посмотрим на предпочтения глазовских выпускников относительно места будущей учебы. Оговоримся, что в сравнении с прошлым годом, мы немного изменили методику подсчета ответов. Сегодня мы покажем данные 2017 и 2018 года в сравнении. Мы предложили одиннадцатиклассникам гипотетическую ситуацию, в которой им представляется возможность подать документы только в три вуза. Всего было отмечено 129 учебных заведения в 30 городах. Причем в этом году среди названных были и иностранные вузы. Как распределились предпочтения? Представим рейтинг Топ-10 часто называемых учебных заведений. Данные приводятся по количеству упоминаний вуза из общей совокупности выборов. В сравнении с прошлым годом десятка лидеров сохранила свой состав, но изменился внутренний порядок мест, что можно увидеть на приведенной диаграмме (рис. 5). По-прежнему, самое большое число голосов собрал УдГУ, а вот лидеры второго и третьего мест за год изменились: Уральский Федеральный университет в 2018 году отметили на двенадцать человек меньше, и он сместился на третью строчку «популярности». Вторую же строку по числу выборов занял Глазовский пединститут с 36 голосами.
Рисунок 5
Однако в этом рейтинге нужно помнить, что, во-первых, четверть респондентов еще не определилась с выбором конкретного вуза и не высказала своих предпочтений, а во-вторых, указание на вуз – это вероятностная оценка возможного сценария получения образования. Ведь выбор конкретного места учебы зависит от ряда факторов. Как признают сами выпускники, очень важными факторами в выборе конкретного места учебы являются:
1) предметы конкурсных испытаний и проходной балл ЕГЭ (73,8%),
2) финансовые затраты на обучение и проживание (66,5%),
3) гарантированное предоставление общежития (58,1%) и
4) город, в котором находится вуз (52,5%).
 
Кстати, о последнем: распределение предпочтений выпускников по городам планируемого места обучения позволяет скорректировать общую картину предпочтений старшеклассников. Мы выделили 9 городов, на которых приходится 93% всех выборов наших выпускников (рис.6). Среди городов присутствия предпочитаемых вузов лидируют, как и в прошлом году – Москва, Ижевск и Санкт-Петербург.
 
Рисунок 6
Нередко можно увидеть, что выпускник еще не определился со своим профессиональным выбором, но уже называет город или вуз, в которых рассматривает возможность жизни и обучения.
 
В контексте этой темы мы продолжаем интересоваться у школьников города о планах возвращения в Глазов после завершения обучения в вузе. Результаты ответов представлены в диаграмме (рис. 7). Общая отрицательная (отказная) тенденция сохраняется: 83 % респондентов не рассматривают или сомневаются в возможности возвращения в Глазов после завершения своего обучения. При этом, в сравнении с прошлым годом наблюдаются различия в настроениях выпускников. Тех, кто однозначно отрицает перспективу возвращения стало на 10 % меньше, но почти на 14 % увеличилась доля сомневающихся в вероятности этого сценария. Патриотично настроенная молодежь составила около 14%.
Рисунок 7
Проблема оттока молодежи из города сохраняется. А это повод более детально изучать требования к уровню и стилю жизни молодых поколений. Например, какие приоритеты ставят сегодняшние выпускники в отношение будущей трудовой деятельности? Чего ждут от профессии, на пороге выбора которой сейчас находятся? Мы выяснили такой рейтинг у поколения выпускников 2018 года. На первое место молодежь возводит требование интересной работа и возможности творческой самореализации (37,5%). На втором - высокая зарплата (28.1%), на третьем - возможность карьерного роста (19,1%). Что ж, особенности возраста таковы, что молодежь привлекает не столько комфортная среда и безопасность, сколько возможность творческой, финансовой и карьерной самореализации.

Яндекс.Метрика
© АНО Центр НИОКР "Универсум", 2015-2023. Все права защищены.
Назад к содержимому